От автора блога: «Сегодня я публикую статью своего приятеля Глеба Гордеева, который уехал на учебу в Германию. В своем блоге GerMaster Глеб рассказывает обо всех тонкостях заграничного обучения. Другая страна порождает множество идей и сравнений.
В этой публикации Глеб верно замечает и детально рассказывает про спешку в российских и немецких реалиях. Крайне рекомендую к прочтению.»
Так получилось, что на прошлой неделе я в очередной раз разбил экран на своем телефоне, теперь он окончательно не работает. Пока я жду новый экран с амазона уже несколько дней, в моменты, когда я один, мне приходится развлекать себя размышлениями, а не залипать в телефоне или слушать музыку. Что между прочим занимает немалое количество времени. Это позволило мне привести мысли в порядок и подумать над новым большим постом. Например, половину этого текста я обдумал, пока ходил в магазин за продуктами без плеера.
Поговорим о спешке
О том, как сильно мы торопимся в одних вещах, и забываем про другие. Я много думал об этом на каникулах в Италии — стране, где люди никуда не торопятся, предпочитая наслаждаться каждым моментом. Но большая ясность касательно меня самого пришла после беседы с моими коллегами из Пакистана, когда мы вместе решали, на какие семинары записаться. Итак, по-порядку.
Немало мыслей и высказываний посвящены спешке. Особенно эту тему любят «мотивирующие» паблики, посвящённые нестандартному мышлению. Только ленивый блогер не говорил об этом. Давайте разберемся.
Если вы бываете за границей, и у вас имеются друзья, ровесники из европейских стран, наверняка вы заметили разницу в видении жизни.
Дело в том, что европейцы, да и в частности немцы, никуда не торопятся.
Они делают жизненные решения осмысленно, давая себе время подумать. В России же все иначе.
С детства общество и менталитет ставят нас во всевозможные рамки, особенно временные.
- Закончи школу вовремя, иначе будешь аутсайдером, а общество решит, что ты тупой.
- Сразу же поступай в университет, как и одноклассники, зачастую без понимания, зачем.
- Закончи как можно скорее и устройся на работу.
- Работай.
Этот сценарий напоминает многих наших сограждан, в том числе моих знакомых и, теперь я понимаю, что напоминал и меня.
Тема вечной спешки широкая, но я постараюсь ее раскрыть на конкретном примере — образовании.
После переезда в Германию и начала учебы здесь, большинство моих трудностей, связанных с университетом, вызваны совсем не сложностью курсов, не моей компетенцией и даже не незнанием языка. Причиной является разница в системе образования и общем отношении к учебе.
В России, большинство выпускников школ сразу же поступают в ВУЗ, потому что так просто принято. Они предпочитают слепо следовать некоторому пути, который в 17 лет им кажется верным. Они не хотят взять паузу и подумать годик-два над тем, чем они хотят заниматься в жизни, потому что не хотят быть осужденными обществом за несоответствие стандартному порядку дел. Для парней еще есть армия. Сам я не служил, но, мои знакомые говорят, что опыт не такой уж смертельный, чтобы ради отсрочки тратить несколько лет на то, что тебе не нравится.
Далее они попадают в вуз.
95% российских вузов соответствуют одной модели — они дают студентам конкретные курсы и четкие временные рамки для их сдачи.
Не сдал сессию — отчислен. Не нравится предмет? — не наша проблема, сам выбирал университет! Если вы хотите взять паузу в учебе, то придется уходить в академ, что вызовет неудобства в будущем и осуждение со стороны общества. А многие студенты, желающие перевестись на другую программу, которая им более интересна, не делают это, потому что это повлечет потерю семестра или года. Ведь обычно вуз нужно закончить как можно скорее.
В результате, целью большинства студентов является закончить универстет, а не учиться в нем. Мои друзья и одногруппники знают, что я никогда не был прилежным студентом, потому что меня не устраивала такая система, где я ограничен буквально во всем.
Мы тратим несколько лет чтобы «отстреляться», в результате чего выпускаемся некомпетентными специалистами, которые не могут найти работу, а если находят, то не имеют достаточно знаний, которые можно применить. Что влечет за собой другие проблемы — самолеты падают, совершаются врачебные ошибки, низкое качество продукции, стагнация промышленности и кризис в экономике.
Привычку постоянно торопиться, даже на примере учебы, так легко не искоренить, даже находясь в другом окружении.
Для меня все еще кажется непривычным, что немцы не спешат в вуз после школы, а начинают поиски себя и своего дела. После бакалавра они идут работать, чтобы получить опыт в индустрии перед магистратурой. В университете они не думают о том, как бы закончить, а думают о том, как бы научиться.
Распространенный опыт — брать перерыв чтобы пройти стажировку, или брать дополнительные курсы, следовательно учиться дольше.
Но к чему это я, давайте вернемся к пакистанцам.
На моей программе можно прослушать курсы с нескольких факультетов: электротехники, информатики и т.д. В общем набирается около 30 курсов и еще множество лаборатнорных и семинаров. Для того, чтобы получить допуск к написанию магистерской диссертации, нам необходимо прослушать 5 курсов в первом семестре и 8 курсов во втором и третьем. Помимо этого необходимо взять нетехнический модуль, семинар и лабораторные.
Программа рассчитана на два года, следовательно, чтобы закончить ее вовремя и как можно быстрее (что российская привычка говорит мне сделать) необходимо за следующие два семестра прослушать по 6 предметов, включая лабы и семинары. Что касается последних, на них нужно записываться отдельно и подходить очень ответственно, потому что это будет целый семестр напряженной работы над интересующей вас темой. Возможно, продолжение работы на лабораторных пойдет в магистерскую, да и будущую профессию. В общем, на днях мы с пакистанцами выбирали, куда записаться на летний семестр.
В итоге после двух часов размышлений и нескольких разговоров по скайпу со студентами старшего курса, мы решили, что не выберем ни один семинар.
Мы долго обсуждали все возможные варианты и пришли к выводу, что нам не нужно спешить с выбором. Для того, чтобы закончить программу в отведенный срок 2 года, нам необходимо брать огромное количество курсов и только и делать, что учиться. Разумеется, не останется времени на работу и изучение немецкого, путешествия, и вообще, жизнь. Мы проанализировали, что, торопясь закончить вуз, мы повторим свои старые ошибки и выпустимся, так и не научившись.
Я решил разорвать свои старые шаблоны и снизить скорость. Нет ничего страшного в том, чтобы закончить двухлетнюю программу за три или четыре года. Ведь учебу можно легко совмещать с работой, а большее углубление в меньшее количество предметов сделает нас более компетентными в них. К тому же, почему бы не взять перерыв и пойти на стажировку? Получить опыт в немецкой компании во время учебы лучше, чем выпуститься без него, даже если на это уйдет больше времени. И вообще, не обязательно ограничиваться лишь теми курсами, которые нам нужно прослушать для допуска к магистерской. Можно прослушать столько курсов, сколько мы хотим, тратя на это столько времени, сколько потребуются. Если нам довелось оказаться в одной из лучших технических школ в стране, почему бы не взять все от этого, вместо того, чтобы торопиться покинуть ее. Более глубокое изучение даст нам ясность в том, чем мы хотим заниматься, и выбор лабораторных и темы диссертации будет более осознанным. Компаниям и суровой реальности не интересен наш диплом, им интересно, что мы умеем. А чтобы научиться, нужно время.
Принимая важные решения, нужно брать паузу и хорошенько все обдумать.
Учеба — это лишь один из множества примеров. Думайте своей головой и не торопитесь делать то, в чем не уверены. Это не призыв к промедлению, ведь жизнь коротка, а успеть нужно многое. А призыв не спешить в важных вопросах, такие как учеба, семья, карьера. Делайте взвешенные решения, несмотря на то, что подумают другие, даже если на это потребуется время. То же самое касается и рамок, которые для нас устанавливают извне. Думайте шире.
Не СЛЕДУЙТЕ за большинством, а НАХОДИТЕ свою дорогу, ИЩИТЕ своё место, ИЩИТЕ свой путь обдуманно.