Тема кризиса сейчас весьма актуальна. Именно поэтому издательство «Манн, Иванов и Фербер» переводят книги на эту тематику. Сегодня на моем столе книга Рича Карлгаарда «В здоровом бизнесе — здоровый дух» или как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам.

Мистер Карлгаард повествует о том, что нематериальное конкурентное преимущество состоит из

5 основных компонентов:

— Доверие

— Интеллект

— Команда

— Вкус

— Истории

В качестве основного компонента Рич выделяет «Вкус». Именно этот пункт помог компании Apple взобраться на олимп успеха.

Кратко о каждом компоненте.

Доверие

Благодаря высокому уровню доверия вы сможете направить энергию коллектива в правильное русло, а вненее доверие с клиентами закрепит репутацию надежного партнера. Доверие влияет на распространение информации о вашей компании по рекомендациям. Настоятельно рекомендую прочесть книгу «По рекомендации», отзыв о которой я писал не так давно.

Политику отношений в своей компании UniFashion я строю по канонам общего доверия. Я не боюсь доверять важнгые дела моим коллегам, потому что знаю их полную отдачу.

Клиенты очень чувствуют, когда вы работаете честно. Я вспоминаю старт своего бизнеса по производству университетских толстовок. Люди приносили мне 100% предоплаты за толстовку даже не зная, кто я такой. Было приятно чувствовать этот уровень отношений. Это мотивировало отдаваться делу полностью.

Доверяйте клиентам, и они будут вас рекламировать бесплатно.

Интеллект

В этой главе говорится больше о том, насколько быстро ваша компания адаптируется к изменениям.

В данном пункте можно выделить 2 составляющие:

— «Интеллект-как-процесс» — способность изучать новое и решать неизвестные ранее задачи

— «Интеллект-как-знание» — способность применять результаты обучения

В этом пункт стоит упомянуть то, что интеллект в данной книге не рассматривается, как сверхзнания. К примеру, Марк Цукерберг (основатель Facebook) и Сергей Брин (основатель Google) — не являются гениями математики. Зато их сверхупорство помогает выстоять им даже в самые сложные времена.

Команда

В одиночку можно преуспеть, но построить великую компанию невозможно. Автор книги выделяет 3 краеугольных камня команды: единство, увлеченность и твердость характера.

Топ-менеджер компании Ford говорил:

Персонал предприятия — это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей

Все точно так. Скопище сильных личностей, которые работают каждый за себя не добьются ничего.

Вкус

Вкус сложно описать словами. Вкус — больше, чем дизайн. Рич Карлгаард выделяет «большую тройку»:

— Функциональность

— Форма

— Смысл

На первый пункт я хочу привести в пример ОС Windows и Mac. До недавнего времени я использовал продукты Microsoft с большим удовольствием. Я мог настроить каждую деталь. Когда я перешел на Mac OS, я понял, что мне не нужна эта детализация. В этой ОС все на своем месте. Таким должен быть ва продукт.

В своей компании Make My Brand по созданию фирменного стиля и имиджевых сайтов, мы основываемся на высоком чувстве вкуса. Если открыть любой из наших сайто, вы сразу поймете, что все стоит на своем месте.

Для второго пункта — Форма — возьму пример из книги. На Западе популярна Coke Diet — диетическая кока-кола, в нашей стране аналогом является Coca-Cola Light. Такой формат пришелся по душе девушкам. Парни же не желали пить «диетическую колу». Спустя время компания Кока-кола выпустила новый формат бутылки Coke Zero. С недавних пор она появилась и на российском рынке. Колу Зеро отлично приняли и парни. Состав тот же. Новая форма.

Смысл — это значимость, которую продукт обретает во время его использования.В книге приведен интересный пример про то, как Рич побил мировой рекорд по подъему в гору на велосипеде. Прочтите и вам во многом будет понятно, что такое смысл.

Истории

Истории укрепляют бизнес: силу коллектива и приверженность клиентов. Правильные истории мотивируют быть причастным к бренду компании. Яркие примеры, с которыми знаком лично я: «Как Говард Шульц вернул душу Старбакс» и «Путь Dell» от основателей компаний.

Рекомендую каждому из вас делиться философией компании и рассказывать, как вы проходили каждый шаг на пути к успеху.

Вердикт

Добрая книга с сотней достойных примеров. Не входит в мой список для обязательного чтения, но хорошее подспорье для тех, кто выращивает великий бренд.