Меня зовут Семен Кибало. Я вожу авто в Санкт-Петербурге. В этой статье я бы хотел поделиться своим решением вопроса с пробками. На сегодняшний день я побывал в 37 странах. В каждой невольно наблюдал за дорожной ситуацией. К великому сожалению, в большинстве государств эта ситуация не лучше нашей. В пример, я поставлю лишь США, Австралию и некоторые страны Европы. Но прежде, расскажу, как я пришел к написанию этой статьи.

prichini-probokВ начале октября я провел опрос среди 350 автомобилистов Питера. Вопрос был несложным: как образуются пробки? Результаты были ожидаемы. 68% опрошенных мною людей ответило, что главная причина в глупости других водителей, 27% озвучило вариант с непродуманностью дорожных знаков, разметки и светофоров, 4% называло иные предположения.

«Права купил, полез на дорогу», «Девушка за рулем, как обезьяна с гранатой», «Они ремонтируют дороги каждый год!» — этими и многми другими фразами автовладельцы комментируют происходящее на дорогах. Люди не склонны к самокритике. Лучше обвинить других водителей или правительство в пробках, но только не себя. Хотя именно на дорогах, как никогда, работает принцип «Чтобы изменить мир, измени себя».

В 2013-ом я впервые побывал в США. За несколько дней я проехал больше 2000 километров по Калифорнии и Неваде. Тогда-то мне впервые и пришла в голову мысль о том, чего не хватает России. Позднее я увидел подобные вещи в Австралии и Европе.

Мои мысли я заключил в 3 пункта:

1) Модель поведения в пробке

Что имеем: Самое сильное обстоятельство, которое тормозит поток автомобилей — это частые остановки. Именно когда первая машина в колонне останавливается, она заставляет останавливаться все последующие, как домино. Соответственно, когда она трогается, все остальные авто не делают это единовременно, потому как автомобилями управляют люди, а людям свойственно далеко не мгновенное принятие решения.

angry-roadА теперь на минуту вспомните, как вы двигаетесь в пробке. Если перед вами тронулся автомобиль, вы изо всех сил стараетесь догнать его и через 3 метра благополучно останавливаетесь. Ваши действия всем ясны: если вы не среагируете, то высвободившееся пространство перед вами сработает, как красная тряпка на быка для водителя из соседнего ряда. Независимо от того, что все ряды движутся примерно одинаково, нетерпеливые водители следуют одному стадному правилу «другой ряд всегда движется быстрее». Тем самым если вы не будете молниеносно догонять авто перед вами, то будете постоянно наблюдать картину подстраивающихся машин перед вами.

В этом глупейшая ошибка российской модели поведения в пробке! Повторю 2 главные ошибки модели поведения в пробке: постоянные догонялки впереди идущего авто и частые, ни к чему не ведущие перестроения

Как изменить: trafficВ США пробок не меньше, чем в нашей стране. Но вот что меня удивило, так это то, что пробки в Америке постоянно движутся! Почему? Все потому, что американцы стараются не допускать замеченных мною выше ошибок. Как это выглядит на практике: как только автомобиль в пробке перед вами трогается, вы не стараетесь догнать его, а начинаете движение медленно, контролируя достаточную дистанцию. И так делает каждый. Тем самым, если водитель в голове пробки задумался и притормозил, остальные не останавливаются, а всего лишь еще больше снижают скорость и пользуются отпущенной ранее дистанцией. К тому моменту, как первая машина тронется, остальные будут все еще в движении и им не придется останавливаться.

НО! Решение, озвученное мной, будет работать только лишь, если не допускается вторая роковая ошибка российского автолюбителя — частые перестроения. Необходимо взять себя в руки и не занимать свободное пространство, оставленное для компенсации пробки в соседних рядах.

2) Вежливость на дороге

change-laneПерестроения. Как сложно порой выехать на нужную полосу для поворота. Люди в пробках зверски вырывают каждый метр пути. Ради чего?! Я также заметил, что особенно девушки на дорогих машинах никогда не уступают, делая вид строгой королевы дороги. Неужели 5 метров перед вами позволят вам доехать быстрее до работы? Нет, конечно. Зато эта небольшая уступка поднимет вам и другому водителю настроение.

Психология гласит: Когда вы отдаете положительные эмоции, вы на самом деле удваиваете собственный позитив. Для большинства людей, привыкших беречь каждую копейку для своей семьи, не думая об окружающих, процесс отдачи означает уменьшение собственного капитала. В действительности же отдавая энергию, мы усиливаем свою. Злитесь на кого-то — будет еще хуже и вам и собеседнику, радуетесь — получайте вдвойне! На дорогах этот принцип сохраняется. Пропуская машину вперед — вы «заряжаетесь». Если вас не благодарят — чувствуете досаду. Об этом в пункте ниже.

blagodarnostБлагодарность. Приятно осознавать, что Россия — одна из немногих стран в мире, где благодарят или извиняются аварийным сигналом. Ни Америка, ни Австралия, ни Япония не используют столь доброе обозначение. Так давайте его использовать чаще! Сколько раз вы были в ситуации, когда оставляли пространство перед собой, а на это место быстро перестраивалась машина из соседнего ряда? Негласное правило России звучит так: Если меня пропустили — благодари, если я влез из-за медлительности водителя — благодарить не нужно». Но что будет, если вы лишний раз поблагодарите другого автомобилиста? Вам так дорого просто моргнуть пару раз аварийкой? Гордость — это порок русского человека. «Он же не уступал — зачем благодарить?» Это элементарный культурный жест. Не поленитесь нажать кнопку аварийных огней в любой ситуации, даже когда неясно уступили вам умышленно или нет! Если даже вы поблагодарили соседа «незаслуженно», вы поднимите ему и себе настроение из-за того, что поделились доброй эмоцией. Всегда благодарите аварийкой!

beattlesНа мой взгляд в последние годы отношение к пешеходам поменялось. Все чаще вижу, как водители уступают дорогу. Прекрасная тенденция, давайте ее сохраним. А что насчет пешеходов? Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы поблагодарить того, кто уступил вам дорогу? Если нет — примите это прямо сейчас. Хватит указывать повелевающий и останавливающий жест рукой и демонстрировать ваше лживое превосходство. Вместо этого просто улыбнитесь и аккуаратно кивните головой с благодарностью водителю. Можете показать, что ускорили шаг — это также проявление внимания. Это несложно, но эффект удивительный! Дания, Швеция и Испания — потрясающие примеры! Еще раз: добро порождает добро.

3) Правый поворот на красный

mustangПрокатившись по Калифорнии на своем шустом кабриолете Мустанг, я получил огромное удовольствие. И не только от идеально ровного асфальта (о теме дорог — в конце статьи). Меня поразила продуманность светофорной системы в США. Про стрелку для левого поворота вы и так знаете. Здесь я хочу остановиться на главном отличие — поворот направо под красный сигнал светофора. Вы можете себе представить?! Это реально и…гениально! Только вспомните, как стоите на пустом перекрестке, хотя давно могли бы безопасно повернуть направо. И самое неприятное то, что с вашим зеленым загорается и зеленый для пешеходов. Тем самым приходится ждать, пока они перейдут дорогу, а вы тем временем соберете пробку позади себя.

Как изменить: turn_redРазрешить поворот направо под красный, предварительно уступив автомобилям, приближающимся слева! И пешеходы не будут преграждать путь. Такое простое нововведение предположительно разгрузит — пробки минимум на 15%. Радует, то, что в Москве уже тестируют такую систему, но не введением нового правила, а установкой зеленой картонной стрелки.

Увеличить количество зеленых стрелок для левых поворотов там, где необходимо. В остальных — запретить левый поворот. Именно этот маневр — один из главных создателей пробок.

Эта статья о 3-х простых пунктах, следуя которым мы существенно уменьшим количество пробок на дорогах!

Об американских дорогах.

Говоря о более дорогих вещах, хочу упомянуть про ровный асфальт и развязки.

highwayДороги. В данном пункте я еще раз упомяну Соединенные Штаты с их идеальным асфальтом. Дорога из Лас-Вегаса в Сан-Диего по пустыне была для меня сущим адом. И дело не в кондиционере. С ним было все в порядке. Идеально ровная и прямая дорога — сильнейшее снотворное! Здесь можно отшутиться, что такой асфальт способствует авариям, но это, конечно, полная чушь 🙂 Дорога должна быть ровной, тогда езда доставляет еще большее удовольствие! Надеюсь, именно в нашем поколении на руководящие должности придут разумные люди, которые начнут делать качественный асфальт на долгие годы. Не оставайтесь в стороне!

Развязка в Лос-Анджелесе
Развязка в Лос-Анджелесе

Развязки. Радиальные развязки, на которых вы не снижаете скорость при съезде с автострады — один из самых рациональных способов борьбы с пробками. Нет ничего зазорного в том, что мы смотрим на западный мир. Хватит изобретать велосипед — просто возьмите существующий и проверенный! В этом мы хоть немного сдвинулись. В Санкт-Петербурге все приятнее ездить по автострадам.

Подводя итоги, напомню самые главные мысли этой статьи:

  • ideazhunterДвигайтесь в пробке размеренно вместо «догонялок»
  • Не перестраивайтесь попусту
  • Уступайте другим авто: всего 5 метров дороги поднимут вам настроение
  • Благодарите других водителей аварийкой, даже если его уступка была неочевидной
  • Пешеходы, благодарите водителей кивком или рукой
  • Правый поворот на красный, запрещение левых поворотов и установка стрелок налево разгрузит дороги
  • Оптимизация развязок и укладки асфальта — сложный процесс, который государству нельзя оставлять без внимания

Think Outside The Box (Думай иначе). Охотник за идеями

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Если вам она понравилась, расскажите вашим друзьям, нажав кнопку ниже. Мы сможем изменить ситуацию на дорогах, только если каждый изменит прежде всего себя!

Семён Кибало

Санкт-Петербург

29 октября 2014